Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
1200участников
3000+наших проектов
«Демократические традиции казачества» - виртуальная выставка

«Демократические традиции казачества» - виртуальная выставка

3 Октября 2012

Скачать PDF версию выставки (1 Мб)

Стенд 1. Демократия на Дону: истоки и формирование

 Дон – это уникальная территория, где на протяжении многих веков существовали разные культуры, создавались самобытные формы местного самоуправления, формировались демократические традиции. Явлением всемирной истории является казачье самоуправление.

Формирование казачьей демократии происходило на земле, где ещё в далёкой древности существовали самобытные формы правления. Племена и племенные объединения скифов и сармат, населявших территорию Подонья и Приазовья в VI в. до н. э. – I в. н. э., возглавляли племенные вожди, сначала они избирались, а затем их власть передавалась по наследству.

На Дону располагался древний город Танаис, основанный в III в. до н.э.- I I в.н.э. греками Северного Причерноморья.  Город входил в состав Боспорского царства, но сохранял свою автономию – отголосок самостоятельных эллинских республик-полисов. Подлинные предметы, в том числе лапидарные надписи, найденные здесь при археологических раскопках, дают представление о структуре управления городом. Эллины и танаиты, составлявшие две группы населения города, избирали двух глав города: архонт возглавлял общину танаитов - выходцев из местных племен сарматов и меотов, собственно греки (эллины) выбирали себе в начальники эллинарха. Наиболее важные вопросы решались на собрании граждан города, где ежегодно выбирались члены городского магистрата, органа городского самоуправления.

Уникальная административная система просуществовала в течение пяти веков.

В эпоху средневековья на территории Подонья, носившей  название «Дикое поле», формируется новая политическая и военная сила – казачество.  В условиях ужесточения в России крепостного права  на Дон приходят крестьяне, посадские люди, которые предпочитают жить на практически безлюдных территориях с риском для жизни, но при этом получить долгожданную свободу.  В противовес жесткой, самодержавной власти в Московском государстве у казаков формируется особый способ управления, называемый военной демократией.  Высшим органом власти был Войсковой круг – общее собрание казаков. Круг решал вопросы войны и мира, вершил суд, на Кругу также проходило избрание атамана.  На местах – в казачьих городках – также собирались круги.

Официальной датой основания донского казачества считают 1570 г., по дате первой дошедшей до нас грамоты Ивана IV Грозного, адресованной донцам. В этой грамоте царь просит казаков сопровождать русского посла, И.П. Новосильцева, до г. Азова, за что обещает им жалование. Эта и последующие документы государей на Дон были отправлены через Посольский приказ, таким образом, в XVI – XVII вв. Москва относилась к казачеству как самостоятельному политическому формированию.

(Оригинал)

Стенд 1. Демократия на Дону. Истоки и формирование.jpg


Стенд 2. Общественно-политическое устройство в 16-17 вв.

Институт атаманства (атаман в переводе с тюркского - «отец народа») возник одновременно с формированием казачьих общин на Дону. Выборы войскового атамана происходили ежегодно и решались большинством голосов. Избранному вручались символы власти – булава, насека и бунчук. В помощь войсковому атаману избирались ещё два войсковых есаула и войсковой дьяк. В руках атамана была сосредоточена исполнительная власть, он являлся блюстителем порядка и исполнителем решений круга. В Кругу голос атамана был равен голосу любого другого казака. Аналогичны были и органы управления на местах: каждое казачье общество имело своего станичного атамана.

Роль казачества в истории России в XVI -  XVII многообразна и неоднозначна. Прежде всего, казаки выступали как стражи южных границ государства, защищая его от набегов татар и ногайцев. Участвовали донцы в походах и в составе войск московских государей, нанимались на службу и по приглашению частных лиц: так, поход Ермака Тимофеевича завершился присоединением Сибири. 

 В эпоху смутного времени казаки являлись важнейшей политической силой: сначала они, под руководством атамана Феофилакта Межакова, выступили на стороне Лжедмитрия I, но затем влились в ряды Ополчения и вместе с К. Мининым и Д. М. Пожарским освобождали Москву от поляков.

В 1613 г. казаки приняли участие в работе Земского Собора – высшего сословно-представительного учреждения, и именно благодаря позиции казаков новым царем был избран  Михаил Федорович Романов.  Как писал польский полководец Лев Сапега отцу нового царя Ф.Н. Романову, «посадили сына твоего на Московское государство одни казаки донцы».

Земский собор 1642 г. был созван, чтобы решить судьбу Азова, захваченного донцами. После завершения героического «осадного сидения» в июне-сентябре 1641 г., когда казаки в Азове отразили все попытки турок взять крепость, донцы просили царя прислать им подкрепление и принять Азов в состав России. Однако Земский собор рассудил, и царь согласился с этим решением, что Россия еще не к войне с Турцией, и крепость пришлось оставить.

Спустя два десятилетия казаки под руководством Степана Разина поднимают крупнейшее восстание XVII в. С. Разин был незаурядным военачальником, объединившим вокруг себя преимущественно голутвенных казаков; восстание, начавшееся как «поход за запунами» вылилось в широкое социально-политическое движение со своей идеологией: восставшие стремились распространить казачий военно-демократический строй на всё государство. Правительство бросило на подавление возмущения войска, против Разина выступили и домовитые казаки во главе с атаманом К. Яковлевым, которые и пленили С. Разина.

(Оригинал)

Стенд 2. Общественно-политическое устройство в 16-17 вв..jpg


Стенд 3. Реформирование управления Войском Донским в эпоху Петра I

С деятельностью Петра I связан новый этап отношений казаков и центральной власти. Политика государя вызывала на Дону серьезную критику и нарастающее недовольство вылилось в восстание под руководством                           К.А. Булавина. Непосредственными причинами конфликта были действия карательных отрядов Ю. Долгорукова, которые искали на землях Войска беглых крестьян, нарушая, таким образом, старинное правило казаков «С Дона выдачи нет». 

Восставшим удалось захватить столицу – Черкасск, при этом самого Булавина 9 мая 1708 г.  избирают войсковым атаманом. Однако  спустя три месяца он был убит, и восстание жестоко подавлено. Булавинское восстание стало переломным моментом в политической истории Дона: с 1708 г. атаманы, избранные войском, должны быть также утверждены царем. Первым таким атаманом стал П.Е. Ромазанов, а в 1818 г. Василий Фролов. В указе о его назначении сказано: «Указали мы, Великий государь, – говорилось в царской грамоте, – на Дону у вас войсковым атаманом быть тебе, Василию Фролову, по выбору всего Войска Донского, для показанных твоих к нам... услуг и верности. И тебе, войсковому атаману Василию Фролову, видя нашу, царского величества, к тебе милость, служить нам, великому государю, верно». 

В 1723 г. А. И. Лопатин был впервые назначен на эту должность государем, став первым в истории наказным атаманом. Таким образом, Войско потеряло важнейшее политическое право – право избрания атамана, и такой порядок сохранялся вплоть до Революции 1917  г. Кроме того, Войско потеряло свою формальную независимость: если раньше дела с ним велись через Посольский приказ, как со всеми другими самостоятельными государствами, то с 1723 г. войско Донское перешло в ведение военной коллегии.

После подавления булавинского восстания сподвижник К.А. Булавина Игнат Некрасов уводит с Дона около 600 семей; сначала они нашли приют на Кубани, во владениях крымского хана,  а в XIX в. некрасовцы  переезжают в Турцию, где они поселились на берегу озера Майнос. Жизнь на чужбине не только не привела к ассимиляции некрасовцев среди турок – напротив, объединила их вокруг своих обычаев, языка, религии, сохранили казаки-некрасовцы и обычай избрания атамана. Проведя на чужбине более 250 лет, большинство некрасовцев вернулись в 1962 г. в Россию, поселившись в Ставропольском крае.

(Оригинал)

Стенд 3. Реформирование управления Войском Донским в эпоху Петра I.jpg


Стенд 4. Казачья демократия в 18-19 вв.

Период с 1723 по 1917 гг. называют эпохой наказных атаманов. Первоначально на эту должность государи назначали казаков из старшины – зажиточного слоя казачества, из которых выбирали наиболее способных к управлению и отличившихся на военной службе. В  XVIII – нач. XIX вв. появляется плеяда выдающихся и талантливых атаманов – таковыми были Д.Е. Ефремов, А.Д. Мартынов, М.И. Платов, Д.Е. Кутейников. Матвей Иванович Платов, «вихорь-атаман», герой войны 1812 г. и основатель г. Новочеркасска, заслужил всеобщую любовь и уважение не только среди казаков, им восхищалась вся Россия и Европа. С 1848 г. атаманами назначались лица неказачьего происхождения. А в 1827 г. атаманом всех казачьих войск становится наследник престола.

Вместе с тем на протяжении XVIII – нач. XX вв. у казаков сохранялось местное самоуправление и традиция выборности атамана, а также станичного суда. Согласно Положению 1835 г. Станичный сбор обладал распорядительной властью, а  станичное правление, состоящее из станичного атамана и двух судей, осуществляло исполнительную власть. На станичном Круге могли рассматриваться вопросы о неповиновении детей родителям, мелкие кражи, случаи пьянства, семейные и соседские споры. Также в ведении Круга находились вопросы распределения юртовой земли на паи, выделение хуторов. Атаман, есаул и два писаря избирались сроком на три года. Атаманом мог быть казак в любом чине, не моложе 33 лет; вновь избранному атаману вручались насека, печать и атаманский кафтан.

Станичный суд рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела, мог налагать штрафы, приговорить к аресту или общественным работам. Занимавшие выборные должности казаки пользовались большим почетом среди станичников, их также старались поощрять и власти.

(Оригинал)

Стенд 4. Казачья демократия в 18-19 вв..jpg


Стенд 5. 20 век: выборы на Дону

В начале ХХ в. произошли серьезные изменения в государственном устройстве и политической жизни России. 6 августа 1905 г.  опубликованы «Манифест об учреждении Государственной Думы» и «Положение о выборах в Государственную Думу», давшие начало российскому парламентаризму. Идея парламентаризма была с удовлетворением принята и поддержана в Области войска Донского, так как принципы демократизма были изначально характерны для донского казачества, участие казаков в работе Государственных Дум Российской империи подтверждает это.

От Области войска Донского в 1 Государственную Думу было избрано 12 депутатов, из которых 11 человек были казаками, в том числе известный донской писатель и публицист Крюков Ф. Д.

Во II Государственной Думе донские депутаты образовали казачью группу, к которой примкнули депутаты других казачьих войск. Депутаты-донцы оставили заметный след в работе всех четырех составов Государственной Думы. Они участвовали в разработке и обсуждении законопроектов по важнейшим вопросам экономики, политики и права; особенно активно и плодотворно – по вопросам, относящимся к казачьим проблемам.

После Февральской революции 1917 г. важнейшим событием  для Области войска Донского стало обретение права избрания Донского Войскового атамана, полученное вновь спустя 300 лет.

Работавший с 26 мая по 18 июня 1917 г. возрождённый Большой войсковой круг избрал войсковым атаманом Алексея Максимовича Каледина. В принятом Положении об общественном управлении казачьей станицей круг сохранил существовавшую в ней ранее управленческую структуру. Летом 1917 года были проведены выборы в Учредительное собрание. В этих, самых демократичных в мире выборах, донские казаки принимали активное участие, практически единогласно проголосовав за калединский список.

После октября 1917 года в  поддержку революции высказался съезд фронтового казачества, открывшийся в станице Каменской 10 (23) января 1918 г. Съезд образовал казачий Военно-революционный комитет во главе с Ф.Г.Подтелковым, принимавший на себя власть на Дону. Противостояние двух властей - атаманской и реввоенсовета - вылилось в Гражданскую войну, полыхавшую на Дону 3 года.

После самоубийства 29 января 1918 г. атамана А.М.Каледина, приехавшие для участия в работе войскового круга депутаты, объявив себя Малым кругом, избрали нового атамана - генерал-майора А.М.Назарова. Однако, отряды Красной гвардии уже ворвались в Новочеркасск, где Назаров был арестован и расстрелян.

В мае 1918 г. в Новочеркасске спешно открылся Круг Спасения Дона, который избрал новое Войсковое правительство и войскового атамана. Им стал П.Н.Краснов. По новым законам область переименовывалась во Всевеликое войско Донское со своей символикой: флагом, гербом, гимном. Изменялся принцип выборов Большого войскового круга: права получали женщины, но лишались казаки, находящиеся на военной службе.

В 1919 году последним атаманом Большой круг избрал А.П. Богаевского, который пробыл на этом посту не только в России, но и в эмиграции.

Перелом в ходе Гражданской войны привел к победе советской власти на Дону и в целом по всей стране. Казачья демократия, традиции, роль казачьего круга на долгие годы ХХ в. стали историей.

(Оригинал)

Стенд 5. 20 век. Выборы на Дону.jpg


Стенд 6. Современный период истории казачества

В конце 1980-х гг., в годы перестройки, в стране началось движение за возрождение казачества.  29 июня 1990 года    делегатами Учредительного  Круга казаков  (со всей территории Советского Союза) образована общероссийская общественная организация «Союз казаков». Атаманом Союза казаков России (с 2000 года Верховный Атаман Союза казаков) избран донской казак Мартынов А. Г. Главной целью Союза казаков провозглашались возрождение политической, историко-культурной, духовной и хозяйственной самобытности казачества, поддержание традиций народовластия и духовного оздоровления народа.

В это же время во многих городах и станицах Дона также началась активная деятельность общественных и национально-культурных организаций, объединенных духом и идеей возрождения донского казачества. 17-18 ноября 1990 года в г. Ростове-на-Дону состоялся Учредительный съезд (Большой круг) казаков Дона. Его участники решили образовать Союз казаков Области войска Донского, первым атаманом избрали Шолохова Михаила Михайловича, сына великого писателя. Были восстановлены традиционные символы Войска: донской флаг (сине-желто-красный), донской герб (олень, пронзенный стрелой) и гимн донского казачества («Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон»). Делегаты съезда утвердили Программу и Устав Союза казаков Области Войска Донского. Казачьи общества стали создаваться на всей территории Ростовской области.

Начиная с 1992 г. казачье движение на Дону заметно политизировалось, стало использовать выборы в местные органы власти для участия в управлении. 19 апреля 1996 г. в принятый Устав Ростовской области была внесена IV глава о казачестве. Устав области признавал казачество не только субъектом общественно-политической жизни области, но и предоставлял возможность казачьим обществам реально включаться в управление посредством создания обществ территориально-общественного самоуправления на местах. 

27 октября 1996 г., на Большом Объединенном Круге в г. Новочеркасске казаки Дона учредили Войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское», как объединение субъектов казачьего самоуправления; Атаманом общества был избран В.Ф. Хижняков. 12 июля 1997 г. Войсковой атаман ВКО ВВД Хижняков В.Ф. был назначен заместителем Главы Администрации Ростовской области. Так на Дону была создана вертикаль власти, регулирующая взаимоотношения с казачьими обществами.

На IV Войсковом Круге Всевеликого Войска Донского 30 октября 1999 года Войсковым Атаманом был избран Виктор Петрович Водолацкий.

Укрепление авторитета Всевеликого войска Донского не только в стране, но и в странах зарубежья продемонстрировал Первый Всемирный конгресс казаков, посвященный 250-летию М.И. Платова, который проходил 19- 23 августа 2003 года в городе Новочеркасске. В работе конгресса приняли участие представители всех казачьих Войск России и 27 зарубежных казачьих диаспор.

В настоящее время в Законодательном собрании Ростовской области действует Комитет, который занимается вопросами казачьего движения. Многие атаманы казачьих обществ являлись и являются главами администраций городов и районов.

Так современное донское казачество, используя свои традиционные формы самоуправления, вошло во власть, в структуру демократического управления современной России.

(Оригинал)

Стенд 6. Современный период истории казачества.jpg


Выставка «Демократические традиции казачества» подготовлена в рамках реализации Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2012 – 2016 годы.

Стенд 0.jpg


СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛЫ:

Стенд 0. Информация о выставке

Стенд 1. Демократия на Дону. Истоки и формирование

Стенд 2. Общественно-политическое устройство в 16-17 вв.

Стенд 3. Реформирование управления Войском Донским в эпоху Петра I

Стенд 4. Казачья демократия в 18-19 вв.

Стенд 5. 20 век. Выборы на Дону

Стенд 6. Современный период истории казачества

Скачать PDF версию выставки (1 Мб)