Наблюдение за выборами как институт демократической избирательной системы
Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах, защита демократических принципов и норм избирательного права (Преамбула Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».).
Одной из государственных гарантий свободного волеизъявления граждан является законодательное закрепление принципа гласности в российском избирательном праве. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно (ч. 5 ст. 3; ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».).
Закон гарантирует возможность присутствия на всех заседаниях избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении работы со списками избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования уполномоченного представителя или доверенного лица избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидата из указанного списка, представителей средств массовой информации (ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».). С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать также, помимо указанных выше лиц, наблюдатели и иностранные (международные) наблюдатели (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».). Таким образом, среди гарантированных государством механизмов гласности и субъектов реализации этого принципа, одним из важнейших является институт наблюдателей.
Атмосфера открытости и гласности, прозрачности при организации и проведении избирательной кампании, способствует признанию выборов легитимными, повышает уверенность граждан в свободном и справедливом характере выборов, рождает доверие к власти.
Наблюдатели выполняют также важнейшую общественную функцию контроля гражданского общества за действиями пусть и независимых, но относящихся к государственным органам, избирательных комиссий. Отслеживая деятельность избирательных комиссий, используя законные способы и методы общественного контроля, они обеспечивают независимое общественное определение итогов голосования, результатов выборов, способствуют реализации международного стандарта подлинности выборов.
Выявление наблюдателями и анализ наиболее распространенных нарушений избирательной процедуры, не всегда преднамеренных, позволяет совершенствовать избирательное законодательство и избирательные технологии.
Присутствие на выборах иностранных (международных) наблюдателей помимо основной задачи – выявления степени легитимности результатов выборов – позволяет соотнести национальное избирательное законодательство с иностранными и международными стандартами.
Исторический аспект формирования и развития института наблюдателей в России
В СССР в законодательстве о выборах отсутствовал институт наблюдателей.
Впервые он появился в период перестройки в Законе РСФСР от 1989 г. «О выборах народных депутатов РСФСР». По этому закону наблюдение могли осуществлять представители трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, которым разрешалось присутствовать в помещении для голосования либо на заседаниях избирательной комиссии.
В 1993 году Указами Президента РФ были утверждены Положения о выборах депутатов Государственной Думы и Совета Федерации, в которых устанавливалось, что в дни голосования избирательные объединения и кандидаты в депутаты были вправе направить в соответствующую участковую избирательную комиссию до пяти наблюдателей от каждого избирательного объединения или кандидата.
С 1994 года, когда был принят первый закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», этот институт прочно вошел в законодательно закрепленные гарантии избирательных прав российских граждан. К настоящему времени этот институт стал более совершенным, расширился как перечень лиц, правомочных осуществлять наблюдение за избирательными действиями, так и круг их полномочий.
Правовые основы деятельности наблюдателя на выборах
Выборы проводятся на основе:
Понятие «наблюдатель», период наблюдения
Наблюдатель — это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов. (п. 42 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002
Наблюдатель в соответствии с законом работает с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке. (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002
Кто может быть и не может быть наблюдателем?
Наблюдателем может быть человек, отвечающий следующим требованиям:
Активное избирательное право – это право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 26 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002
Не обладают активным избирательным правом граждане:
Помимо перечисленных, закон содержит следующие ограничения:
Наблюдателем не может быть (п. 4 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»):
Кто назначает наблюдателей? Порядок назначения наблюдателя
Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата.
В п. 4 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отмечено, что законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, интересы которых представляет данный наблюдатель.
В направлении указываются:
Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
Направление рекомендуется оформлять в двух экземплярах. Один экземпляр передается в УИК, на втором экземпляре председатель или секретарь УИК может по просьбе наблюдателя сделать надпись «Получено», указать свою фамилию и должность, поставить подпись и время получения. Этот экземпляр следует хранить у себя: в дальнейшем он может потребоваться в качестве подтверждения статуса наблюдателя.
Указанное направление может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
Кандидат, политическая партия могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии. Установление иных, кроме указанных в Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также касающихся выдачи копий этих протоколов, не допускается.
Подготовка наблюдателя к работе
Наблюдателю необходимо знать:
Наблюдатель должен иметь при себе:
Наблюдателю желательно иметь при себе:
Наблюдатель вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своей фамилии, имени и отчества, наименования политической партии, направившего наблюдателя в комиссию. Это – право наблюдателя, а не обязанность.
Нагрудные знаки, не должны содержать признаков предвыборной агитации! Они должны содержать обозначение статуса наблюдателя, указание фамилии, имени и отчества, наименование политической партии, направившей наблюдателя в избирательную комиссию.
Форма и описание нагрудного знака знаков члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателя, присутствующих при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях при проведении выборов Президента Российской Федерации:Нагрудные знаки члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателя (далее – нагрудные знаки) представляют собой прямоугольную карточку размером не более 100 x 65 мм, изготовленную из плотной бумаги белого цвета, на которой указываются фамилия, имя, отчество, статус обладателя нагрудного знака, а также на нагрудном знаке члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса – фамилия, имя, отчество зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации, назначившего члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а на нагрудном знаке наблюдателя – фамилия, имя, отчество зарегистрированного кандидата либо наименование политической партии, направившей наблюдателя в избирательную комиссию, наименование участковой избирательной комиссии, на избирательный участок которой направлен обладатель нагрудного знака. В случае если наблюдатель направлен политической партией, в левом верхнем углу в квадрате размером 30 х 30 мм размещается эмблема политической партии (в цветном или черно-белом изображении), определенная уставом партии.
Текст на карточку может наноситься машинописным, рукописным либо комбинированным способом. При использовании машинописного способа слова «Наблюдатель», «Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса», фамилию обладателя нагрудного знака, а также фамилию и инициалы зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации или наименование политической партии, назначившей его в избирательную комиссию, рекомендуется набирать жирным шрифтом черного цвета размером не более 18 пунктов, остальной текст – шрифтом черного цвета размером не более 14 пунктов. При исполнении рукописным способом рекомендуется писать текст разборчиво с использованием синих или черных чернил.
Нагрудные знаки рекомендуется прикреплять к одежде.
Кто может присутствовать в помещении для голосования
В день голосования и при подсчете голосов избирателей и осуществлении соответствующей участковой избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами и со сводными таблицами об итогах голосования вправе присутствовать::
Все эти лица должны иметь документы, удостоверяющие их статус. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов, составляется участковой избирательной комиссией на основе представленных данными лицами документов.
Что касается других лиц, например, представителей администрации или организации, на базе которой организован избирательный участок, сотрудников органов внутренних дел, МЧС и других, то закон ничего не говорит об их праве присутствовать в помещении для голосования. Если они присутствуют, то не должны вмешиваться в работу комиссии, процедуру голосования, им не предоставлено право знакомиться с документами комиссии, получать копии протоколов и каким-либо образом участвовать в работе комиссии.
Наблюдатель вправе :
Наблюдатель не вправе :
Установление иных, кроме указанных в законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за голосованием, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.
Взаимоотношения наблюдателя и избирательной комиссии
В ходе выборов взаимоотношения наблюдателей с избирательной комиссией должны складываться на основе норм законодательства, прав и полномочий,
Данная Памятка направлена на то, чтобы наблюдатель мог воспользоваться своими полномочиями. Даже в случае конфликта наблюдатель должен действовать строго в законных рамках.
Наблюдатель должен выстраивать свои отношения с комиссией на основе следующих принципов:
Корректность. Использовать вежливые и спокойные выражения. Обращаться исключительно к руководителям комиссии (председателю, его заместителю, секретарю), желательно по имени и отчеству. Без особой необходимости не повышать голос, но стараться говорить уверенно.
Компетентность и законность. Направляясь на участок, наблюдателю следует подготовиться теоретически, тщательно изучить эту Памятку, другие рекомендации, по возможности ознакомиться с законами. В комиссии требовать только то, что положено по закону.
Следует учитывать, что члены комиссии, в том числе ее председатель и секретарь – это люди с немалым опытом работы в участковых комиссиях, и часто они опираются не только на знание законодательства, но и на свой авторитет.
Терпеливость и настойчивость. Для общения с руководителями комиссии следует изыскивать удобное время. В некоторые моменты председатель и секретарь комиссии действительно бывают заняты. Если дело терпит, то следует проявлять настойчивость позже.
Следует быть настойчивым в своих законных требованиях, даже если на наблюдателя оказывают давление другие наблюдатели.
Решительность. Наблюдатель должен быть психологически готовым к тому, чтобы зафиксировать нарушение. Для этого требуется определенная решительность. На некоторые нарушения следует реагировать немедленно, иначе может быть поздно.
Деятельность наблюдателя в начале дня голосования
1. Избирательный участок откроется для голосования в 8.00. Необходимо заранее узнать, как добраться до своего участка, чтобы появиться там за
С момента начала работы в день голосования наблюдателю должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссией и в помещение для голосования.
В соответствии с законом наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом
Руководителям комиссии предъявляется направление, выданное политической партией, и паспорт.
2. Осмотрите помещение для голосования. Здесь должны быть:
В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой и непогашенной судимости в информационных материалах должны указываться сведения о судимости кандидата.
На информационном стенде размещается образец заполненного избирательного бюллетеня, который не должен содержать фамилии зарегистрированных кандидатов, наименования политических партий, выдвинувших на данных выборах Президента Российской Федерации зарегистрированных кандидатов.
Сведения о зарегистрированных кандидатах размещаются в информационных материалах в порядке, определенном при утверждении формы и текста избирательного бюллетеня.
Размещенные на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации.
Материалы должны быть размещены таким образом, чтобы избиратели свободно могли с ними ознакомиться.
На информационном стенде размещаются извлечения из уголовного и административного законодательства Российской Федерации, устанавливающего ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. Указанные материалы размещаются участковой избирательной комиссией таким образом, чтобы избиратели свободно могли их прочитать.
Для информирования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, на информационном стенде размещаются материалы, указанные в пунктах 3, 4 и 9 статьи 66 Федерального закона, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, на информационных стендах которых размещаются такие материалы, определяются решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
На информационном стенде рекомендуется разместить брошюру с текстом Федерального закона и информационные плакаты ЦИК России.
Указанные материалы, а также решение главы местной администрации об образовании избирательного участка или газета со списками избирательных участков с указанием их номеров и описанием границ, решение ТИК о формировании состава УИК и назначении ее председателя, состав УИК (примерная форма приведена в образце № 36) размещаются УИК таким образом, чтобы избиратели свободно могли прочитать их.
Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины, иные специально оборудованные места для тайного голосования и стационарные ящики для голосования находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
3. Желательно также обратить внимание и на территорию, находящуюся за помещением для голосования. На расстоянии менее 50 метров от входа в здание, где находится избирательная комиссия и расположено помещение для голосования, не должно быть агитационных материалов.
4. Наблюдателю рекомендуется выяснить у председателя или секретаря комиссии и записать для себя (чтобы потом сравнить с протоколом) следующие данные:
5. Наблюдатель имеет право ознакомиться со списком избирателей. Это надо сделать именно перед началом голосования, чтобы убедиться в том, что в списке нет лишних пометок и подписей избирателей. Для этого надо подойти к председателю или секретарю комиссии и попросить предъявить хотя бы несколько книг списка избирателей. Списки избирателей должны быть сброшюрованы по книгам и заверены в конце каждой книги подписью председателя комиссии и печатью.
6. Следует выяснить, сколько избирателей подали заявления на голосование вне помещения и все ли они внесены в Реестр заявлений на голосование вне помещения. Следует учитывать, что указанные заявки могут быть поданы в участковую избирательную комиссию не позднее, чем за шесть часов (до 14.00) до окончания времени голосования.
7. До 8 часов утра на участке идет подготовка к голосованию: размещение членов комиссии, выдача членам комиссии книг списка избирателей и бюллетеней для голосования по ведомости. Предъявляются неиспользованные открепительные удостоверения и, погашаются, о чем составляется акт с указанием их количества.
Председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям, наблюдателям, представителям СМИ, иным лицам, имеющим право присутствовать в помещении для голосования, пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются) (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов — при его использовании, которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются). Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет указанным лицам также опечатанные (опломбированные) переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными в соответствии с законом проголосовавшими досрочно избирателями, если таковые имеются. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса получают от председателя участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении. Председатель участковой избирательной комиссии дает указание о включении технического средства подсчета голосов в режим голосования (при его использовании). После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию .
В 8.00 председатель комиссии или член комиссии, его замещающий, предлагает избирателям приступить к голосованию.
Следует обратить внимание на то, что все эти действия должны производиться в одном помещении.Наблюдение за ходом голосования в помещении для голосования
Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.
Наблюдатель должен так выбрать свое рабочее место, чтобы был обеспечен визуальный контроль за выдачей бюллетеней, кабинами для голосования, стационарным и переносными избирательными ящикам.
Наблюдатель находится в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке.
Наблюдатель должен следить за тем, чтобы не производились никакие незаконные действия со списком избирателей: книги списка избирателей не должны выносить из помещения для голосования, в них не должны вноситься данные об избирателе в отсутствие самого избирателя.
Наблюдатель наблюдает за выдачей избирательных бюллетеней избирателям, за соблюдением законодательства при голосовании граждан.
Наблюдатель должен знать, что избирательные бюллетени выдаются только по предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего (т.е. документа, удостоверяющего личность гражданина, выданного уполномоченным государственным органом). Документы, которые заменяют паспорт, перечислены в статье 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:
Если избирателем предъявляется паспорт гражданина СССР, члену УИК с правом решающего голоса перед выдачей избирателю избирательного бюллетеня следует удостовериться в наличии у данного лица гражданства Российской Федерации. Подтверждением гражданства Российской Федерации является (п. 1.7 Выписки из протокола заседания Центризбиркома РФ от 14.09.2011
Каждый избиратель голосует лично, заполняет бюллетень в кабине для голосования или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.
Исключение возможно, если избиратель не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня и заполнить его. В таком случае он может воспользоваться помощью избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, уполномоченным представителем политической партии или доверенным лицом, наблюдателем.
Если избиратель голосует по открепительному удостоверению, он предъявляет паспорт или документ, его заменяющий, и открепительное удостоверение.
При получении бюллетеней избиратель или с его согласия член комиссии с правом решающего голоса проставляет в списке избирателей паспортные данные голосующего, избиратель собственноручно расписывается за получение бюллетеней, а член комиссии — за их выдачу.
Заполненный избирательный бюллетень опускается в опечатанный стационарный ящик для голосования.Любая агитация в день голосования запрещена. Если агитация проводится в помещении для голосования (например,
Наблюдение за ходом голосования вне помещения для голосования
Председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить о том, что члены участковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования.
Главное правило, которое должно соблюдаться при голосовании вне помещения: члены комиссии, проводящие голосование вне помещения, имеют право выдавать бюллетени только тем избирателям, которые заранее внесены в специальный реестр заявлений на голосование вне помещения.
Письменное заявление или устное обращение подается в УИК в любое время после ее формирования, но не позднее, чем за шесть часов до окончания времени голосования (14.00 ч.) Участковая избирательная комиссия регистрирует все заявления (обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).
Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают избирательные бюллетени и расписываются в их получении в ведомости выдачи избирательных бюллетеней для проведения голосования вне помещения для голосования. Общее число получаемых избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда заявлений (устных обращений) (но не менее двух избирательных бюллетеней). Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, реестр, либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателях и запись о поступивших заявлениях (обращениях) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателями избирательных бюллетеней. Голосование вне помещения для голосования может быть проведено одним членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса при условии, что при этом присутствуют не менее двух лиц из числа членов комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей. Участковая избирательная комиссия должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа ее членов с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными политическими партиями, равные с проводящими голосование вне помещения для голосования возможности.
На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается в получении избирательного бюллетеня. С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть внесены в заявление членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня своими подписями на заявлении избирателя. В заявлении также делаются отметки о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного.
В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя.
Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре.
Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей графе (соответствующих графах) списка избирателей делается отметка: «Голосовал вне помещения для голосования», а также ставятся подписи указанных членов участковой избирательной комиссии.
По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковая избирательная комиссия составляет акт, в котором указываются количество избирательных бюллетеней, выданных членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, количество выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями) избирательных бюллетеней, а также сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, о членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.Деятельность наблюдателя после окончания времени голосования
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования.
Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, при этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, представителей СМИ и иных лиц, имеющих право присутствовать при подсчете голосов, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных в избирательном бюллетене справа от наименований политических партий).
Результаты всех осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами УИК с правом решающего голоса оглашаются и вносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
Порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией должен производиться в соответствии в законодательством о выборах.
Немедленно после подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования (в том числе составленного повторно) наблюдатель должен потребовать копию протокола. В соответствии с законом комиссия обязана выдать наблюдателю заверенные копии протокола . Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии протокола в соответствующем реестре. Наблюдатель, получивший заверенную копию протокола, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола . Заверение указанных копий производится председателем, заместителем председателя или секретарем соответствующей избирательной комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии, а также ставит печать соответствующей избирательной комиссии.
После получения копии протокола наблюдатель не покидает участковую комиссию до того момента, пока не станет известно о том, что вышестоящая комиссия приняла протокола об итогах голосования.
После исправления протокола наблюдатель вновь должен потребовать заверенную копию протокола.
Реагирование наблюдателем на нарушения избирательного законодательства
При обнаружении нарушений избирательного законодательства наблюдатель должен:
Перед составлением акта и заявления (жалобы) о любом серьезном нарушении следует обратиться к председателю участковой комиссии с требованием пресечь нарушение закона. Если председатель не реагирует, а нарушение, по Вашему мнению, грубое и может исказить результаты голосования, следует заявить, что нарушение будет обжаловано в вышестоящей избирательной комиссии или в суде.
Акт о нарушении избирательного законодательства составляется в письменном виде в двух экземплярах.
Заявление следует писать своими словами. В заявлении не обязательно (хотя и желательно) ссылаться на конкретные статьи законов. Главное требование, предъявляемое к заявлению: оно должно быть максимально подробным и содержать факты. В заявлении необходимо указывать даты, время, фамилии, должности, другие фактические подробности.
Заявления наблюдателя обязательно подписывается.
Рекомендуется ознакомить с текстом заявления других наблюдателей или свидетелей; предложить им поставить в заявлении отметку «С заявлением согласен», указать свой адрес, телефон или статус в комиссии и поставить подпись. Если у них возникнут дополнения, которые отображают
Один экземпляр заявления передается председателю или секретарю комиссии, на другом желательно получить его расписку о получении, с подписью и расшифровкой фамилии получателя, с указанием даты и времени получения и оставить этот экземпляр у себя для дальнейшей передачи в избирательный штаб. По закону заявление должно быть обязательно рассмотрено комиссией, приложено к первому экземпляру протокола и передано вместе с ним в вышестоящую комиссию.
Если председатель комиссии отказывается принять заявление, то следует написать на заявлении слова «Председатель УИК принять заявление отказался» и подтвердить эту запись своей подписью и подписью других наблюдателей, а, возможно, и избирателей (при этом желательно, чтобы наблюдатели и избиратели указали свой адрес и телефон), затем обратиться (позвонить) в штаб, чтобы он помог разобраться с незаконным отказом принять жалобу. Можно также составить Акт о данном нарушении с указанием не менее двух свидетелей, которые должны собственноручно подписаться под актом и указать адрес своего местожительства.
При не принятии председателем участковой избирательной комиссии мер по пресечению нарушений избирательного законодательства направить в вышестоящую избирательную комиссию жалобу на неправомерные действия или бездействия участковой избирательной комиссии.
Запрет наблюдателю советовать избирателям, за кого голосовать
Если наблюдатель в помещении для голосования советует избирателям, за кого голосовать, то этот факт расценивается как влияние на волеизъявление избирателя. В этом случае наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссий с правом решающего голоса и оформляется протоколом участковой избирательной комиссии.
Запрет наблюдателю опрашивать избирателей, за кого они проголосовали или хотят проголосовать
Если наблюдатель в ходе голосования опрашивает избирателей, за кого они проголосовали или хотят проголосовать, то этот факт расценивается как нарушение тайны голосования. В этом случае наблюдатель может быть удален из помещения для голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса и оформляется протоколом участковой избирательной комиссии.
Запрет наблюдателю участвовать в организации процедуры голосования
Федеральные законы не предусматривают участия наблюдателей в организации процедуры голосования. Любое вмешательство наблюдателя в действия участковой избирательной комиссии не допускается.
Удаление наблюдателя из помещения для голосования
Наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если он нарушает законодательство Российской Федерации о выборах. В этом случае соответствующее мотивированное решение принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральными законами (ч. 12 ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002
Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума
Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо не рассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах
Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом
Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Статья 5.12. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму
Умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах
Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Статья 5.49. Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом
Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Примечание. Крупным размером в настоящей статье признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.
Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования
Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц, либо фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума, либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума, либо порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума, либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума, либо подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Направление. Образец (.doc)
Жалоба. Образец (.doc)
Акт. Образец (.doc)
Описание нарушения |
Действия наблюдателя |
Фальсификация итогов голосования. Фальсифицировать итоги голосования на избирательном участке можно путем подбрасывания заполненных фальсифицированных избирательных бюллетеней в избирательные ящики. Такое нарушение возможно только при участии членов УИК с правом решающего голоса. Для того чтобы скрыть «вброс» бюллетеней, нарушителям необходимо подделать столько подписей избирателей о получении бюллетеней в списках, сколько фальшивых бюллетеней подброшено в ящики. Косвенно на подобное нарушение может указывать то, что избиратель при получении бюллетеня, что за него |
Для предотвращения подобных нарушений наблюдателю необходимо следить за тем, чтобы:
Если вы станете свидетелем подобных нарушений, Вам необходимо сообщить о нарушении председателю УИК, составить акт о нарушении и сообщить о нарушении в местное отделение политическое партии, направившей наблюдателя |
Помещение для голосования не обеспечивает тайну голосования. |
Составить акт о нарушениях, заявление |
На избирательном участке находятся агитационные материалы (плакаты, листовки) |
Обратиться к председателю УИК с предложением устранить нарушение, а в случае, если нарушение не будет устранено, составить акт о нарушении. |
Избирателю, который не был включен в выписку из реестра голосующих «на дому», предоставлена возможность проголосовать. |
Обратить на этот факт внимание всех присутствующих, в том числе и наблюдателя от другой партии, составить акт, по возвращении на избирательный участок написать заявление. |
Нарушение процедуры голосования и подсчета голосов, установленной законом:
|
Обратиться к председателю УИК с заявлением об устранении нарушения, а в случае, если нарушение не будет устранено, составить акт о нарушении. |
Протокол УИК заполнен карандашом |
Обратиться к председателю УИК с заявлением об устранении нарушения, а в случае, если нарушение не будет устранено, составить акт о нарушении. |
УИК отказывается предоставить заверенную копию об итогах голосования |
Составить акт о нарушении. |
Описки при составлении протокола об итогах голосования |
Для того чтобы предотвратить подобные нарушения наблюдатель должен фиксировать промежуточные результаты голосования, затем сравнить их с данными протоколами. При выявлении расхождений необходимо предложить УИК исправить ошибку, а в случае, если ошибка не будет устранена, составить акт. |
Наблюдатель должен знать, каким должно быть решение УИК
Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка для всеобщего ознакомления, а также избиратели,
Избирательные бюллетени выдаются избирателям при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность (военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу; временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта; документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации); справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Избирателю, не имеющему вышеуказанных документов, избирательные бюллетени не выдаются.
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается.
В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов УИК, наблюдателей или доверенных лиц кандидатов.
В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член УИК выдает избирателю новый бюллетень, делая при этом отметку в списке избирателей, справа от фамилии соответствующего избирателя. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике, больше количества заявлений, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике, решением УИК признаются недействительными, о чем составляется акт. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов УИК с правом решающего голоса и заверяется печатью УИК, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно и опечатываются.
В день голосования могут возникать ситуации, при которых организованные группы граждан образуют около дверей здания, в котором расположено помещение для голосования избирательного участка, всевозможные препятствия, не пускают избирателей внутрь здания для голосования.
Наблюдатель имеет право:
Наблюдатель имеет право:
Наблюдатель имеет право:
Наблюдатель имеет право:
Наблюдатель имеет право:
Наблюдатель имеет право:
Наблюдатель имеет право:
Наблюдатель имеет право:
Наблюдатель имеет право:
Наблюдатель имеет право:
Рекомендуемая литература для изучения наблюдателями для подготовки к участию в выборах
Для успешного прохождения теста необходимо набрать 70% правильных ответов. По завершении курса Школы молодого наблюдателя (успешного прохождения теста повышенной сложности) обучающимся выдается сертификат.
Для прохождения тестов необходимо зарегистрироваться